Витражи, имитация витражей.


«Его цвета то умирали, то зажигались снова, временами вспыхивал мимолетный огонек, впитавший в себя все разноцветие павлиньего хвоста, который затем начинал дрожать и рассыпаться пылающим фантастическим веером. И даже в первые наши воскресенья, когда мы спускались вниз перед Пасхой, этот ослепительный позолоченный ковер незабудок на стекле утешал меня за темноту и бесплодность земли вне этих стен, покрывая внезапно ее цветами так же, как какая-то прежняя давняя весна услаждала глаз наследников святого Луи.»
Марсель Пруст
Слово "витраж" произошло от французского vitre (стекло). Так называли просвечивающие стеклянные картины, собранные из кусочков стекла в свинцовом переплете.
Остаткам древних витражей в Африке около 5,5 тысяч лет. Известны европейские витражи, найденные в Риме, которым более 2-х тысяч лет. Египтяне использовали кусочки цветного стекла для наборных мозаичных полотен. В VI веке цветное стекло считалось сплавом драгоценных камней. В средние века французские и немецкие мастера стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Цветовая палитра была весьма скудной: красные, синие и бесцветные стекла, скрепленные свинцовой протяжкой. Детали привносили росписью.
Лучшими в мире считаются готические французские витражи. Соборы и храмы, сохранившиеся до наших дней, позволяют увидеть традиционное многообразие сюжетов и решений. Витражи не только украшали, но служили просвещению и воспитанию прихожан. Таковы и собор Парижской Богоматери, соборы Шартра, Реймса, Амьена, Бурже. В то время в витражах появился желтый цвет, а роспись стала более изысканной. В эпоху Возрождения витраж становится популярным в Италии, Швейцарии, Польше, Англии (вспомним Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но если в эпоху готики витраж воспринимался витреариусами (средневековое название витражных дел мастеров) как декоративное цветовое пятно в интерьере собора, то художники Возрождения представляли себе витраж просто как живопись по стеклу. Позже научились создавать маленькие «кабинетные» витражи. Цветные уходили в прошлое, сменяясь однотонными. В сюжетах тоже произошли изменения. В позднем Возрождении можно увидеть геральдические и исторические сюжеты, портреты, куртуазные любовные сцены.
Германия долгое время сохраняла готические традиции в витражах. Однако, в начале XVI века, под влиянием Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего, витражисты перешли к ренессансному стилю. К наиболее ранним экспонатам относится немецкий витраж первой половины XV века с изображением Святого Георгия. Образ Святого Георгия стал особенно популярен в искусстве Германии, начиная с XIII века и изображался почти так же часто, как Мадонна. Рисунок витража прост и лаконичен, он еще полностью подчинен законам готики. Интересны работы мастерской Фейта Хиршфогеля (Германия, Нюрнберг) — «Сусанна и старцы»; Михаэля Вольгемута (Германия, Нюрнберг) — «Святая Анна, Мария и Младенец Христос» (ок. 1500), «Святой Николай, благославляющий моряков» (ок. 1500).
XVI век явился важной вехой в истории витражей, которые становятся украшением не только храмов и часовен, но все чаще появляются в интерьерах частных домов и общественных зданий.
В это время главенствующее положение в этой области искусства заняла Швейцария. Швейцарские витражи отражали помимо традиционных библейских и евангельских сюжетов различные аспекты современной жизни страны, что делает их ценным историческим источником. Так, например, немаловажной статьей доходов Швейцарии того времени была поставка солдат-ландскнехтов в другие страны. Это нашло отражение в витражном искусстве. Подобные произведения рассказывают не только о характере вооружения и составе швейцарской армии, но и о развитии военной символики. Другим распространенным сюжетом было заключение брачных союзов. Эрмитажная коллекция обладает очень интересным собранием витражей швейцарской школы в числе которых — «Витраж с изображением гербов» Иеронима Шпенглера, «Фортуна-Щитодержательница» Никлауса Вирта фон Виля. Прекрасный витраж мастерской круга Карла фон Эгери — «Знаменосец из Левенталя», исполненный по рисунку Ганса Гольбейна Младшего.
Постепенно последующие эпохи утратили интерес к витражу. Лишь в XIX веке он вновь обрел популярность. Те, кого привлекали новейшие стили, стали использовать витражи для эстетики дизайна. В последнее десятилетие века Вагнер и другие дизайнеры старались объединить декоративные искусства в одно гармоничное целое, так называемое gesam-tkunstwerk, или «абсолютное произведение искусства».
В эпоху арт-нуво (конец XIX-начало XX века) витраж возрождается как вид монументальной живописи. Американец Луи Комфорт Тиффани и его компаньон Ля Фарж разработали новые оттенки стекол и изобрели иной способ крепления кусков стекла в витраже. Так называемая технология «Тиффани» подразумевает более прочное, аккуратное изготовление витража по прямым и гнутым линиям. Она популярна и сейчас, поскольку у нее огромные возможности. В XIX веке витражи были объектами творчества таких известных художников, как Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Ренни Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал.
На Руси витражи не столь распространены, хотя стекло производят у нас более 1000 лет. Благодаря М.В.Ломоносову открылись фабрики по выпуску цветного стекла. В XIX веке уже можно было увидеть витражи в светских и церковных зданиях. Вспомним, например, витражные панно Зимнего дворца, Пажеского корпуса, Академии художеств, Петропавловской крепости, гостиницы «Астория» в Санкт-Петербурге. Натуральный витраж сегодня, как и в прошлом уникален, долговечен и дорог.
Современные художники-витражисты создают произведения высокого художественного уровня во всевозможных техниках обработки стекла. Более подробно вы можете ознакомится с работами в разделе «Витраж».
По мере развития данного направления в искусстве (а это именно искусство) в качестве оправы стали использовать самые разнообразные материалы, в зависимости от задач, поставленных перед витражным перекрытием. В некоторых случаях стекло или часть его заменяли природным камнем, раковинами, слюдой: В общем, к середине XX в. понятие "витражи" расширилось. Появились не только узкие специализации в их изготовлении, но даже имитации - более дешевый вид украшения оконных проемов. Последние, как водится, исполнялись на пластмассе, целлофане или бумаге, те же, в свою очередь, наклеивались на стекло.
В последнее время витражом стало модно называть остекленные многосекционные конструкции рам и перекрытий, которые могут иметь сложные формы, издалека напоминающие рисунок медальонов готических витражей или жилки оправы, скрепляющей стекла. Многовековая традиция придала классическому витражу неповторимый шарм, что, конечно же, позволило ему более выигрышно выглядеть среди своих "младших собратьев". Однако и его изобразительные возможности имеют ограничения: во-первых, очень сложно придать металлической протяжке геометрически строгую форму - в соответствии с чем практически невозможны длинные прямые отрезки или идеальные окружности; во-вторых, те же естественные ограничения при работе с металлом и стеклом не позволяют создавать витражи с множеством малых элементов; в-третьих, классический витраж непрочен, его невозможно вставить, скажем, в часто открываемую и закрываемую дверь, так как металлическая конструкция может разрушиться от вибрации. Не стоит забывать о стоимости и сроках производства подобного украшения. Впрочем, эстетика и наслаждение его филигранностью - категории, которые со счетов тоже не сбросить.
Другой пример - пленочные витражи. На сегодняшний момент это наиболее дешевая имитационная техника, требующая наменьших затрат времени. Но, как и у любого компромисса, у пленочных витражей также есть негативные моменты, как-то: визуальное восприятие отличий от настоящего, а также недолговечность и непривлекательная способность выцветать, вследствие чего для крупных экстерьерных решений пленочный витраж совершенно не подходит.
В последнее время на российском рынке появилась новая технология изготовления этих декоративных элементов - путем нанесения полимерного контура на цельное закаленное стекло. Созданные таким образом витражи, в принципе, можно назвать имитациями, однако они имеют большое количество уникальных преимуществ: с одной стороны, в сравнении с классическими собратьями выглядят достойно, с другой - их физические характеристики позволяют значительно расширить сферу привычных представлений о направлениях витражного искусства. По сути, это не имитация классического витража, а принципиально новая техника его исполнения. Да и цена приятно отличается: она зависит от размеров и толщины стекла, длины и сложности контура, площади закрашенной поверхности и количества цветов, но все же не так велика. В среднем стоимость витража, выполненного в данной технике, в 1,5-2 раза ниже. Большим плюсом является и то, что для воплощения замыслов нет ограничений по площади. Все это открывает перед витражами новые и весьма широкие перспективы: теперь они переходит из сугубо элитарного и штучного предмета роскоши в доступный элемент интерьерного решения. Посмотрите сквозь многоцветье витражей на окружающий мир - не правда ли, что-то в нем изменилось?!
Использованы материалы журналов «Интерьер», «Дом & Интерьер»
http://www.vashdom.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...